вторник, 14 ноября 2017 г.

Конспект образовательной деятельности по ФЦКМ. Свойства воды.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Художественно-эстетическое развитие.
Тема: «Свойства воды».
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с водой.

Задачи: 
 - Образовательные:
- Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;
- познакомить со свойствами воды, через опытно-экспериментальную деятельность;
- закреплять знания о агрегатных состояниях воды, круговороте воды в природе.

-Воспитательные:
- Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно и в коллективе
- Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
- Воспитывать бережное. Экономное отношение к воде, как к природному ресурсу.

- Развивающие:
- учить анализировать, делать умозаключения, иметь своё мнение;
- развивать познавательный интерес к практическому исследованию;
- стимулировать познавательную активность детей.

Активизация словаря: питьевая, пресная, морская, состояние воды, газообразное, круговорот воды в природе, явление природы.

Материалы и оборудование: ноутбук с колонками, фонограммы «Шумы и музыка природы» и подборка музыки для игры «Ходят капельки по кругу», баночки с гуашевыми красками, кисти, сок, контейнеры с землёй и песком , две ширмы, салфетки, столы и столики для экспериментирования, подносы с манной крупой, маска «Туча», макет моря, набор капелек ( весёлые, радостные, грустные), тарелка с дольками лимонов ,розетки с вареньем.

На каждого ребёнка: маски «капельки», 2 комплекта стаканчиков с чистой водой, стаканчики с молоком, небольшие картинки ,яйца (сырые), пластиковые литровые банки, чайные ложки, столовые ложки, одноразовые ложки, солонки с солью.

Ход образовательной деятельности:

-Сегодня мы с вами ,ребята, поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. А что это за вещество вы догадаетесь сами. Слушайте внимательно!
(Воспитатель включает фонограммы «Шум моря», «Капель», «Дождь».)
-Что вы услышали?
-Как вы думаете, о чём же сегодня мы с вами будем беседовать?
-Да, вы правы, сегодня мы поговорим о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже ,море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить,
Без неё нам не прожить!
-Ребята ,а какая бывает вода?
-Назовите источники воды в природе.
-А где берёт воду человек?
-А как она попадает к нам в дом?
-Кому нужна вода и можем ли мы без неё прожить? Почему?
Вывод : вода очень нужна всему живому и нужна людям.
Ребёнок: Если руки наши в пасте,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Смоет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить ,ни стирать
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без воды!

-Ребята ,а как мы с вами сможем узнать что-либо о воде?
(Спросить у взрослых ,увидеть по телевизору ,сделать опыты)
-Сейчас мы с вами проведём несколько опытов и выясним, какими же свойствами обладает вода. Пройдите, пожалуйста , за свои рабочие места.

Опыт № 1 Вода не имеет цвета.
-Снимите салфетки. Что вы видите? (Перед каждым ребёнком стакан с чистой питьевой водой, стакан с молоком и картинка. )
-Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видна ли она?
-А теперь поставьте на картинку стакан с водой.
-Видна ли картинка?
-Так каким же свойством обладает вода?
Вывод : вода прозрачная и через неё мы можем увидеть предмет. Вода не имеет цвета.

Опыт № 2 Вода не имеет вкуса и запаха.
-Перед вами две жидкости, вода и молоко. Как вы думаете, как мы можем узнать, какая из этих жидкостей имеет вкус?
-Да, мы можем попробовать .Сделайте глоток молока .Есть ли у него вкус?
-А теперь отпейте немного воды .А у воды есть вкус? Как вы думаете, а почему тогда, иногда, когда люди пьют воду, они говорят о ней, что вода вкусная, ведь вы же сказали, что вода вкуса не имеет!
-Имеет ли вода запах , как вы думаете? А как мы можем это проверить?
-Какой вывод мы можем сделать?
Вывод : вода не имеет вкуса и запаха

Опыт № 3 Вода может иметь вкус и запах, если в неё добавить что-то, имеющее вкус и запах.
- А можем ли мы сделать так, чтобы у воды появился вкус и запах? Что нам для этого надо сделать?
-Давайте заглянем за ширмы.
( За 1 ширмой стоит столик , на котором стоят стаканчики с чистой питьевой водой, чайные ложечки и розетки с вареньем. За 2 ширмой стоит столик, на котором стоят стаканчики с водой, чайные ложечки и блюдца с лимоном.)
-Девочки, приготовьте, пожалуйста, воду кисленькую. Мальчики, приготовьте воду сладкую.
Попробуйте воду, изменился ли её вкус?
-Понюхайте воду. Что с ней произошло?
-Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: У воды может появиться вкус и запах, если мы добавим в неё что- то имеющее вкус и запах.

Опыт №4 Вода может приобретать цвет.
-Ребята, а как сделать так, чтобы вода из прозрачной превратилась в не прозрачную?
Подойдите к столам и измените прозрачность воды.
( На столах стаканчики с чистой водой и сок, краски( гуашь), контейнеры с песком и землёй).
-Появился ли цвет у воды? Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Вода может менять цвет.
А ещё вода может быть в разных состояниях . А в каких мы это покажем при помощи игры.
Когда вода находится в твёрдом состоянии и становится льдом, то маленькие капельки прижимаются друг к другу, будто бы им холодно и они замёрзли.
(Дети обнимаются, прижимаются друг к другу).
-А теперь станьте обычной водой. Капельки могут двигаться, менять своё положение.
(Дети плавно покачивают руками, перемещаются по группе.)
-А теперь капельки станут совсем лёгкими, вода находится в газообразном состоянии.
(Дети изображают пар, подняв руки легко бегают по группе.)
Вот мы с вами и изобразили три состояния воды. Так какие же состояния есть у воды?
-А сейчас подумайте, с кем бы вам хотелось поработать в паре.
( На столе подносы с манной крупой из расчёта 1 поднос на двух детей).
Нарисуйте на манке все три состояния воды и не забудьте договориться между собой, кто что будет рисовать, а что вы нарисуете вместе.
-Ребята, отгадайте загадку:
В морях и реках обитают,
Но часто в воздухе летают.
А как наскучит им летать
На землю падают опять. ( капельки, дождинки).

-Давайте поиграем. Я буду вашей мамой-тучкой, а вы моими детками , капельками. Одевайте маски.
-Капельки, вам пора в путь! Летите, только не забудьте вернуться потом ко мне. Я вас буду очень ждать!
( дети под весёлую музыку прыгают)
-Прыгали, прыгали капельки и стало им скучно. Собрались они вместе и потекли по земле ручейками.
(дети взявшись за руки по 3-4 человека под фонограмму «Журчание ручья» двигаются по группе).
-Встретились ручейки и стали большой рекой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют.
( Дети ходят по группе взявшись за руки «змейкой»).
-Текла-текла речка и попала в океан.
( Дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу. Звучит фонограмма «Шум океана»).
А потом капельки вспомнили, что мама наказывала им домой вернуться. А тут как раз и солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх.
(Дети приседают, поднимаются и вытягивают руки вверх).
-Испарились они под лучами солнышка и вернулись домой к маме Тучке.
(Дети обнимают воспитателя и друг друга).
-Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, я без вас соскучилась.
-Ребята, так как же вода движется, путешествует в природе? ( Вода в природе движется по кругу).
-А как называется это явление природы? ( Это явление называется круговорот воды в природе).

Опыт №5 «Морская вода тяжелее пресной воды».
-Ребята, а чем отличается вода пресная от воды морской?
-У морской воды есть одно необычное свойство, она может держать предметы на поверхности. Вот это мы с вами и проверим. Вот у меня есть банка с водой. Опустим туда яйцо. Что с ним произошло? ( яйцо утонуло).
-А сейчас подойдите к своим рабочим местам. У вас есть банки с пресной водой. Как сделать так, чтобы вода стала морской? Что для этого нужно?
-Правильно, добавляйте соль и хорошо перемешивайте, чтобы она хорошо растворилась.
(Дети добавляют в литровые пластиковые ёмкости с водой по 5-6 столовых ложек соли, перемешивают.)
-Опустите в воду яйцо. Делайте это осторожно, аккуратно, чтобы не разбить.
-Что случилось с яйцом?
-Почему это произошло? Какая вода тяжелее, пресная или морская?
Вывод: Морская вода тяжелее пресной воды.
-Ребята, так какими же свойствами обладает вода?
-А нужно ли её беречь? Почему?
-Как мы можем беречь воду?
-Что вам особенно понравилось на занятии? О чём бы вы хотели рассказать дома?
-Ребята, вот тут у меня лежат капельки воды. Если вам всё удалось, всё у вас получилось и у вас хорошее настроение, то положите на макет моря капельку широко улыбающуюся. Если у вас что-то не получилось, то положите капельку с лёгкой улыбкой, а если вы не довольны собой, то поместите на макет моря грустную серую капельку.
(Дети кладут капельки на макет моря).
-Свойства вы воды познали,
Много нового узнали.
Вы водою дорожите
И с водою вы дружите,
Чтоб чудесная вода 
Не кончалась никогда.
Спасибо вам, ребята, за работу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий